- Им нужна Ваша помощь
- Спешите делать добро! Номер нашего Яндекс кошелька 410012011213275
- Новости
- Об отделе
- Общество православных врачей
- Центр защиты материнства и детства
- Биоэтика
- Наркомания, алкоголизм, табакокурение
- Аборты, контрацепция, планирование семьи
- Вакцинопрофилактика
- Святитель Лука Войно-Ясенецкий
- Святые врачи и молитвы им
- Наука и религия
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Методические материалы
Интервью с А.В. Недоступом
Что в прожитой жизни вы считаете главным для себя?
Самое главное – это осознанный, серьезный приход к религии, приход к вере. Родители меня воспитали верующим человеком, по материнской линии предки все – духовного сословия, батюшки. Но поскольку время было советское, мне всего не говорили, боялись, наверное, немножко. Я знал основные молитвы, читал их утром и вечером скороговоркой, и не более того. В церковь заходил, но своим там себя не чувствовал. А потом, как часто бывает, жизнь подвела в к рубежу. Как кто-то сказал, четыре стенки пред тобой – слева, сзади, впереди, справа. И можно только голову поднять: вот там свободно, там ты можешь быть принят. Так случилось и со мной, и я стал тихонечко подниматься по этой лестнице, потому что эта дорога бесконечна для каждого из нас. Она длиться всю жизнь. Конечно, приход к вере – это величайшее событие. Наверное, второе в жизни человека по важности после рождения на свет. Оно все меняет: втое отношение к жизни, к людям, отношение к себе, к своему делу, к родине, к тому, что с ней происходит.
Что стало главным в работе, в медицине? Какие-то профессиональные успехи, встречи с людьми?
Очень важно было понять, как соотносятся друг с другом медицина и религия. Они, конечно, стоят очень близко, а когда-то храм и медицина вообще сливались в одно целое. Потому что человека состоит из двух ипостасей: тела и души. Но в душе есть еще верхняя субстанция – дух. Этой частью души человек принадлежит к горнему миру, общается с Богом. Хотя в принципе человек не разделим, это мы так разделяем. И вот медицина занимается телом, психиатры и в какой-то степени психологи занимаются душой. А дух сегодня – прерогатива священников. Но все равно единство такое неразрывное, что повреждение духа очень часто приводит к повреждению души, а отсюда и тела. Отчасти это признавалось медицинской наукой. Но только отчасти: там говориться о соотношении души, т.е. высшей нервной деятельности, мозга и тела. В стороне остается то, что над душой, над эмоциями, над волей , над интеллектом есть еще и духовная жизнь, а ее не определишь словами. Как не определишь словами понятие «благодать».
И поэтому, общаясь с больным человеком, всегда ищешь те причины, которые привели его на свидание с врачом. Не хочу сказать, что болезнь, страдания обязательно есть следствие лишь того, что человек погряз в грехах, но в очень значительной степени это, действительно, так. Ты согрешил, и совесть – твой стопор внутренний, голос Бога внутри тебя – подсказывает, что ты неправ. Отгоняешь, изгоняешь это из себя. Но в мозгу уже сидит ощущение неблагополучия. Оно влияет на низшие центры, где представлены внутренние органы. И пошло-поехало. Тут тебе и сердце, и гипертония, и язва. Возникает вопрос: есть люди почти святые, которые тоже страдают от разных недугов. Почему? Вот преподобный Амвросий Оптинский – он же очень был болен, семь рубашек сменяли за ночь от пота. К большому сожалению, много и сегодняшних примеров можно привести. Как ответить на этот вопрос? Не надо забывать, что человек по своей природе не вполне здоров. После первого грехопадения, по нашему вероучению, человек стал несовершенен, его телесная сущность изначально повреждена – и значит, подвержена разным болезням. Сам человек может быть прекрасен, а эта несостоятельность телесная его подводит. Так уж устроен этот мир, такими приходим в него.
Бывает, что ты болеешь для того, чтобы прийти к Богу. Знаю людей, которые только в этот момент начинали впервые задумываться о себе – гром не грянет, мужик не перекрестится, как известно. Я всегда думаю: если бы хороший журналист в церкви записал ответы ста человек на один и тот же вопрос: как ты пришел к вере? Такая книжка получилась бы!
Иногда болезнь дается словно в назидание окружающим: смотрите, учитесь, как переносит человек боль. Страшный вопрос: почему болеют дети? Они же безгрешные, невинные. Говорят, что Бог наказывает родителей за их грехи. Неправильно, Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем. Коль скоро ты от Бога отвернулся, ты предоставил себя той, другой силе, и разбирайся с ней как знаешь. И опять же – дети бывают несовершенны телесно, поэтому их тоже постигает такая участь. Эти вопросы неизбежны, когда рассуждаешь о медицине и религии. Так вот, имея дело с больным, всегда думаешь, как же ему помочь – таблетками, беседами, какими-то психотерапевтическим воздействием? И, конечно, очень важно привести его к исправлению духовной жизни, привести к Богу. Если врач верующий, он это сделает. А если неверующий – ему невдомек. Мы стараемся, по возможности, с больным об этом говорить. Увидишь, скажем, на шее крестик, и поинтересуешься, для моды это, для формы, или есть внутреннее чувство, потребность бывать в церкви? Разумеется не каждому такой вопрос задашь. Но нередко завязывается доверительный разговор, в ходе которого можно, не переходя границ, не учительствуя, на что ты неуполномочен, сказать человеку, что ему надо бы исповедоваться, причаститься, а кому-то, может, и креститься. Конечно, было бы идеально, если бы врачи, пусть не все, были еще и священниками, но это не получается.
Правда, среди моих друзей есть бывшие врачи, а ныне духовные лица, священники. Но подавляющее большинство из них оставило медицину, потому что она очень ревнива. Оба эти служения, и медицина, и священство, берут человека полностью, без остатка. Сочетать одно с другим невероятно трудно. Хотя такие примеры мы все-таки знаем. Был Войно-Ясенецкий – архиепископ Лука. Я знаю ныне действующих хирургов-священников. Есть отоларинголог – отец Сергий Филимонов. Он настоятель храма и председатель питерского Общества православных врачей. Но это редко все-таки.
Источник: Газета «Завтра»
© 2010
Отдел по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями.
Ярославская Митрополия. Московский Патриархат.
Ярославская Митрополия. Московский Патриархат.